Снимок сделан марсианской весной

На сайте американского аэрокосмического агентства NASA был опубликован снимок, на котором оказались запечатлены покрытые снегом марсианские дюны. На самом деле их покрывает не привычный землянам снег, образованный из воды, а так называемый сухой лёд — замороженная двуокись углерода.

Снимок: NASA/JPL/University of Arizona

На снимке весьма причудливым образом, по сравнению с земными пейзажами, сочетаются белый, чёрный и различные оттенки кирпично-красного цвета. Кадр был получен 21 мая с помощью научного инструмента под названием HiRISE, установленного на борту орбитальной станции Mars Reconnaissance Orbiter. Тогда на Марсе наступил период, аналогичный земной весне — солнце постепенно начинало всё больше согревать поверхность планеты, и расположенный вблизи её северного полюса лёд начал постепенно таять. Высвобождающийся газ в эти дни подхватывает марсианский песок, в результате чего тот и образует красивые барханы. При этом снег, расположенный на шероховатой поверхности между дюнами, тает значительно медленнее, чем тот, что лежит на их вершине, из-за чего к моменту, когда снимок был сделан, его всё ещё можно было увидеть.

Исследовательский зонд Mars Reconnaissance Orbiter был запущен 12 августа 2005 года с космодрома на мысе Канаверал, а 10 марта 2006 года успешно достиг Марса. Одной из главных задач миссии является создание подробной карты марсианского ландшафта и выбор посадочных площадок для будущих миссий на поверхности Красной планеты. Хотя первоначально планировалось, что космический аппарат проработает на орбите всего два года, более десятилетия спустя он продолжает успешно функционировать.

Недавно группа французских и американских исследователей выяснила, что в приполярных, а возможно, и некоторых других регионах Марса время от времени бушуют снежные бури. Как пояснили тогда специалисты, примерно через два часа после марсианской «полуночи» снежинки начинают падать из более высоких слоёв атмосферы, при этом сталкиваются с восходящими потоками сравнительно тёплого воздуха, из-за чего и образуется своего рода вихрь.

Источник