В МАММ показали «визуальный дневник» Никиты Алексеева
Многоточие как художественный стиль
Главным итогом деятельности художника Никиты Алексеева стала радикальная стилистическая трансформация, агрессивный художественный стиль. Однако его сегодняшние работы больше напоминают автобиографический дневник. Визуализация мыслей, переживаний и взглядов на мир увидела совершенно новое отражение в картинах этого художника, представленных на выставке «Многоточие».
Встречает зрителя серия картин, которая называется «Диалектические рисунки». На каждом полотне изображены подвешенные на ниточке ветки, коряги и сучки на фоне голубого или белого неба и синих гор. Внизу каждой картинки неизменно присутствуют слова: «Pourquoi? — Parce que. — Et alors?» («Почему? — Потому что. — Ну и что?»). В заметке сбоку художник поясняет, почему он выбрал именно французские слова: «Язык Гегеля, придумавшего диалектическую триаду и спираль, я не знаю, а русское «ну и что?» сильно уступает вопросительно-утвердительной энергии французского».Вообще заметка-пояснение от самого художника прилагается к каждой картине (или серии картин), представленной на выставке. В таких заметках Алексеев рассказывает об истории написания работы, углубляется в воспоминания о детстве, объясняет изюминку картины. Например, изображения палок Алексеев соотносит с мнением Блеза Паскаля о том, что «человек — это мыслящий тростник».
Но основная выставка все-таки начинается чуть дальше, с «многоточия». В одном из пояснений Алексеев указывает, что его давно интересует Жорж Сёра, однако стиль самого Алексеева Сёра бы «не одобрил».
— Никита Алексеев — это художник-интеллектуал, который на протяжении всего своего творчества обращается к разным культурным слоям, — делится с «МК» куратор выставки Анна Зайцева, — у него, например, есть замечательная серия, которая создавалась в диалоге с творчеством Магритта. Творчество Сёра он использовал как некий отправной пункт, применяя технику, которая была изобретена Сёра, для решения своих задач, и в творчестве Алексеева она приобретает другие смыслы и превращается в практику сродни медитативной.
На каждой картине с «тюканьем точек», которое не одобрил бы Сёра, приписано количество этих самых точек или время, затраченное на создание работы. «12 дней» — это иллюстрация одного дня в каждом месяце. Если хорошенько присмотреться, можно заметить, что лист целиком усеян точками. Буйство красок и разноцветных крошечных кругов моментально дает понять, какой из «дней» перед вами изображен. Внизу каждой работы из этой серии Алексеев приписал количество секунд, за которое рисовалась картина, а также месяц, изображенный на ней.
Никита Алексеев не позиционирует себя как формалист или концептуалист. «Я — дятел», — признается он в одной из заметок-пояснений. Его стиль — это способ создать визуальный дневник, автобиографию, в которой главную роль будут исполнять не слова, а разноцветные точки.
Корпоративный попечитель МАММ — «Норникель».
Добавить комментарий